Турбокомпрессор, или попросту турбина, — один из неотъемлемых атрибутов современного дизельного двигателя любого объема, мощности и назначения. Без турбокомпрессора сегодня никуда: наддув повышает мощность и топливную эффективность двигателя. Подробнее на https://air-part.ru.

Турбина является одним из самых нагруженных узлов — выхлопные газы раскаляют лопатки турбины (а иногда и корпус) докрасна, в то же время турбина вращается с очень высокой скоростью, более 100 000 об/мин. Вал турбины и опорные подшипники в такие моменты испытывают колоссальные нагрузки и нуждаются в интенсивной смазке и охлаждении. В небольших турбинах легковых автомобилей или легкой коммерческой техники охлаждение берет на себя смазывающее масло, более крупные турбины подключены к системе охлаждения автомобиля.

В силу особенностей работы (высокие обороты) вал устанавливается в корпусе на «плавающих втулках». Это означает, что между втулками вала и корпусом есть небольшой зазор, заполненный маслом под давлением, играющим роль «подушки». Стоит давлению масла упасть ниже положенного, как втулки скольжения, оставшись без масляной подушки, начнут изнашиваться. Это приведет к биению вала (сначала микроскопическому), что в свою очередь разрушит уплотнения в корпусе, и масло начнет попадать в компрессор и далее во впускной тракт. В интеркулере это масло может начать скапливаться и до поры до времени не давать о себе знать следами во впускном коллекторе.

Если вовремя не обратить внимание на повысившийся расход масла, может произойти его массовый вброс во впуск и далее в цилиндры. Двигатель начнет работать на масле, а эта работа, не контролируемая ЭБУ, может привести к самопроизвольному повышению оборотов. Далее может развиться лавинообразный процесс, в народе называемый — «дизель пошел вразнос».
Конечно, такая ситуация возможна только при сильно изношенной турбине и является скорее исключением, чем правилом. Однако всегда стоит помнить о том, что турбокомпрессору нужно уделять повышенное внимание при обслуживании двигателя, следя за уровнем и давлением масла и за его непрерывным поступлением в корпус турбины.

Если же ваш турбокомпрессор по каким-то причинам все же начал «гнать масло», то его следует заменить на новый. Дело в том, что турбокомпрессор — это прецизионный агрегат, в котором зазоры измеряются микронами, а вал с крыльчатками должен быть идеально отбалансирован. Поэтому ремонт турбокомпрессоров должен производиться на специальном оборудовании, идентичном заводскому. Турбокомпрессоры, «отремонтированные» в кустарных условиях, как правило, долго не живут. Именно поэтому в Delphi все же рекомендуют устанавливать новые агрегаты взамен вышедших из строя.